http://kreslapanda.ru/igrovye_i_razvivajushhie_nabory.html  |  Лучший ремонт оправы быстро

Некоторые вопросы финансовой стабилизации России

Тезисы:

1. Пользование валютой есть беспроцентный кредит эмитенту.

2. Как России получить 100 млрд. долларов из воздуха.

3. Вариант воссоздания государственной денежной системы.

4. Вариант полиденежной системы. Выпуск денег местными властями.

5. Стабилизация финансовой ситуации на местном уровне. Блокирование спекулятивного капитала. Другие выгоды для местных властей и следовательно для государства.

Логическое продолжение статьи в Российской газете "Доллар хорошо, а рубль дороже", а также статей в газете "Народная трибуна" г.Томск.

 

1. Рассмотрим простой пример. Например я - гражданин Российской Федерации сходил на рынок и купил там 100 долларов США и отложил их в качестве сокровища. Фактически я через множество посредников обменял у правительства США допустим тонну нефти на ценную бумагу на которой написано, что она содержит 100 долларов США. Очевидно что США получили конкретные материальные ценности, которые, будучи вложенными в промышленность могут усилить экномический потенциал США и приносить определенный доход. В связи с инфляцией доллара лет через десять я уже не смогу на 100 долларов купить тонну нефти. Таким образом США получили не просто беспроцентный кредит, а антипроцентный кредит так как их долг мне будет постоянно уменьшаться. Задумаемся выгоден ли эмитенту валюты сбыт валюты? Ответ очевиден.

В газете "Аргументы и факты" сентябрь 1993 г. министр финансов РФ Б. Федоров признал что в денежной массе, находящейся во владении граждан и предприятий России доля долларов в несколько раз превышает долю рублей. Очевидно, что это высказывание фактически означает признание того факта, что Россия контролирует только 15-30% своей финансовой системы, или, иначе говоря, США контролируют на 70-85% российскую денежную систему. Известно также, что сумма наличных долларов у населения 10 млрд. долл. активы коммерческих банков в валюте на зарубежных счетах составляют около 30 млрд. если добавить сюда зарубежные счета фирм, предприятий и граждан то вероятнее всего сумма долларов, находящихся во владении России составит сумму порядка 100 млрд. долларов. Иными словами можно сказать, что Россия добровольно предоставила США вечный беспроцентный кредит в размере 100 млрд. долл., ведь Россия и не думает возвращать США 100 млрд. долларов с целью забрать принадлежащие ей материальные и иные ресурсы.

2. Метод получения Россией 100 млрд. долларов за 2-3 месяца на первый взгляд несколько фантастичен, но тем не менее реален. Суть этого метода состоит в следующем. Граждане и предприятия России владея долларами США фактически владеют только лишь кредитными обязательствами Соединенных Штатов. Заметим что доллары вкупе с рублями, находящиеся во владении граждан и предприятий представляют собой единые деньги. То есть они используются в торговом и промышленном обороте участвуют в накоплении. Соотношение денежной массы и товара в какой-то мере определяет цены. Предположим, что доллары гипотетически исчезли. Рынку немедленно потребуется для нормального функционирования дополнительные вливания денежной массы дабы нормализовать денежное обращение, либо курс рубля сильно вырастет. То есть если мы заменим доллары на эмиссионные рубли (по рыночному курсу) никакой катастрофы не произойдет - рубль совершенно не обесценится так как суммарная денежная масса при этом не увеличится. Фактически произойдет следующее обладатель кредитных обазательств США меняет их на кредитные обязательства России. Россия обязуется при выезде за границу обладателя инвалют беспрепятственно обменивать рубли на любую валюту благо она получит в результате этой операции около 100 млрд. долл. Заметим что рубли, которые должны будут заменить доллары это новые кредитные обязательства России и их должен будет произвести только печатный станок, то есть они будут чисто эмиссионными. Как произвести обмен долларов на рубли. Необходимо запретить официальное хождение инвалют в России. Запретить банкам открывать счета в иностранных валютах для предприятий и граждан. Применять статью за незаконное осуществление валютных операций. Разумеется жесткие меры должны быть осуществлены лишь после некоторого периода, когда предприятия и граждане смогут самостоятельно реализовать свои валютные накопления. По прошествии некоторого периода возможна некоторая либерализация валютного законодательства, жесткость его должна находится в прямой зависимости от величины иностранной валютной массы, находящейся в стране. (Примечание этот параграф взят практичеки полностью из предыдущих статей и в данное время автор не совсем согласен с некоторыми рассуждениями, приведенными в этом параграфе).

3. Модель создания государственной денежной системы. Если задуматься то указ президента РФ 'О либерализаци цен' совершенно точно можно перефразировать как указ о либерализации курса рубля. Рубль - это государственная ценная бумага и, очевидно, что он должен быть обеспечен именно государством, а не абстрактным соотношением между спросом и предложением. Как только государство отказывается от материальной ответственности по своим деньгам, денежный рынок начинает замещаться на иные государственно обеспенные валюты (доллары и т.п). При этом свободное падение курса либерализованной валюты сдерживается как это не странно лишь твердыми ценами на некоторые товары. Программа либерализации курса рубля должна была бы завершиться полным изъятием из обращения либерализованной валюты (рубля), замещением его долларом и полным переходом под контроль США российской денежной системы.

Задумаемся o роли денежной системы в экономике. На сегодняшний день в России объективно есть все для успешного функционирования экономики: есть готовые к работе заводы, сырье, квалифицированная рабочая сила. Почему же наблюдается огромный спад производства. Ведь объективные данные потенциала экономики весьма высоки. Денежная система же относится к субъективным факторам. Чтобы ее создать необходимо лишь издать набор толковых инструкций для предприятий и банков. Скажем что построить например Новокузнецкий металлургический комбинат значительно сложнее.

Приведем упрощенныю схему создания (реконструкции) национальной денежной системы.

Необходимо создать некий фонд обеспечения национальной валюты. Законодательно определить курс валюты по отношению к основным стоимостеобразующим товарам (например рубль равен 12.5 кг зерна, либо 50 кг цемента, либо 30 штук красного кирпича и т.д.). Этому фонду необходимо предоставить исключительное право эмиссии национальной валюты. Фонд действует исключительно по положению о нем и никто из высших должностных лиц не вправе вмешиваться в его деятельность. Фонд обязан в любое время погасить товаром рубли предъявленные их владельцем. Далее рассмотрим пример уборки зерновых. Сельхозпредприятия продают фонду зерно. Зерно поступает в хранилища становлясь собственностью фонда. Фонд же проводит эмиссию денег и выплачивает их сельхозпредприятиям. С одной стороны фонд провел эмиссию, что вроде бы и плохо с точки зрения Б.Федорова , но с другой стороны все выпущенные в оборот деньги строго обеспечены зерном по утвержденному законом курсу. При покупке зерна у фонда, фонд уничтожает (аннулирует) денежные средства поступившие от покупателя, и таким образом сумма денег, эмитированных фондом всегда будет обеспечена товаром. Задумаемся - возникнет ли при этом проблема взаимных неплатежей преприятий? Ответ очевиден нет. Предприятия смогут работать в режиме максимальной нагрузки, так как с фонд всегда сможет купить товар.

Рассмотрим следующий случай. Например фонд накопил некое количество стройматериалов, достаточное для проведения строительства жилья. Он может вложить стройматериалы в строительство, при этом оплатив работы опять же эмитированными деньгами. Оплата труда также будет обеспечена надбавленной стоимостью выраженной в готовых домах.

Таким образом мы имеем, что государство в лице фонда запуская в оборот эмиссионные, но обеспеченные материальными ценностями деньги получает беспроцентный кредит от своих граждан и предприятий. Который оно может использовать по своему усмотрению. Но естественно все ценности фонда должны принадлежать ему и быть незамедлительно предоставлены предъявителю рублей.

4. Возникает вопрос если центральное правительство добровольно передает под контроль США 80% денежной системы, почему бы местным властям на 80% не контролировать денежную систему России. Если местные власти введут собственные эрзац-валюты они могут получить беспроцентный кредит в сумме 100 млрд. долларов и даже больше. В СССР сумма отложенного спроса населения в 1989 году составляла сумму порядка 200 млрд. руб. только в сбербанке. Если учесть еще и наличные деньги и средства предприятий то сумму рублей можно оценить в 500 млрд. руб. Заметим, что эти рубли равнялись по покупательной способности сегодняшнему доллару (1 тонна цемента сейчас стоит 17 долларов, тогда она стоила 18 руб.) Таким образом потенциал отложенного спроса может достичь 500 трлн. руб. Иначе говоря предприятия и население готово предоставить беспроцентный кредит местным эрзац-валютным фондам в виде товаров и труда на сумму до 500 триллионов рублей за несколько лет и до 100 триллионов рублей немедленно путем обмена долларов на местные эрзац-валюты.

Примеры введения валют.

Рассмотрим например действия ВАЗа (ГАЗа, КАМАЗа). Допустим Волжский автомобильный завод выпускает в обращение деньги (кредитные билеты), а они могут называться акциями, облигациями и т.п., на которых например написано: ТЫСЯЧА ОБЛИГАЦИЙ ВАЗА ОБМЕНИВАЮТСЯ НА ЗАВОДЕ НА ОДИН АВТОМОБИЛЬ ВАЗ-21099. Другие модели ВАЗ обмениваются на меньшее число облигаций, это устанавливает завод. Затем ВАЗ выплачивает такими этими облигациями зарплату своим рабочим и свободно продает их на рынке ценных бумаг. Но отпускает продукцию с завода исключительно за эти кредитные билеты. Что может быть тверже этой валюты если человек копит средства на покупку автомобиля. Допустим два миллиона человек начнут копить ВАЗовские кредитные билеты и в среднем у каждого будет постоянно в течениии 5 лет по 500 облигаций. Это означает что эти люди предоставят беспроцентный кредит ВАЗу на 5 лет в сумме равной стоимости миллиона автомобилей ВАЗ-21099, что превысит годовой оборот ВАЗа и составит сумму порядка 8 трлн. рублей.

Металлургические и иные заводы могут также выпускать в обращение свои кредитки. Это будет очень удобно при расчетах между предприятиями.

Жилищные деньги. На мой взгляд они могут аккумулировать наиболее значительный потенциал отложенного спроса. Местные власти смогут резко поднять активность и загруженность строительной индустрии своих городов. Для введения их лучше всего учредить городским (областным) советом НД и соответствующей администрацией концерн(трест, консорциум) {ГОРОД}жилстрой. Концерн служит эмитентом ценных бумаг, например содержащих следующую надпись помимо номинала: "СТО ОБЛИГАЦИЙ {ГОРОД}жилстроя обмениваются на ОДИН квадратный метр общей жилой площади. Гарантия городского совета народных депутатов и администрации города." Также можно предусмотреть право граждан обратиться в суд с целью взыскать собственность и моральный ущерб в случае замедления выдачи жилья предьявителям облигаций. Далее необходимо четко контролировать деятельность эмитента жилищных облигаций. Создать депутатскую комиссию по контролю за эмитентом, заслушивать регулярно отчеты директора и т.п., публиковать их в печати дабы уверить население в полной надежности вложения средств. Ибо чем больше будет доверия у эмитента, тем больше средств получит эмитент и тем тверже будет валюта.

Поначалу для финансирования строительства можно просто продавать облигации за рубли. Рубли превращать в стройматериалы и платить ими зарплату. Продавать можно облигации партиями: допустим на текущий месяц требуется 100 млн. рублей на обустройство фундаментов. Необходимо продавать облигации по текущей стоимости одного квадратного метра жилья на сумму 100 млн. руб. Через месяц курс рубля упал на 30% и стоимость облигации в рублях вырастет на 30%. Их можно продавать постепенно в размерах, необходимых для осуществления текущих общестроительных работ.

Следующий этап - утверждение облигаций в качестве платежного средства. Через некоторое время денежный рынок будет насыщен различного рода платежными документами и возникнет необходимость их конвертации. Необходимо создание фондовых бирж, дабы перевести этот процесс в управляемое русло. Желательно заключить валютное соглашение(валютный союз) между региональными властями - учредителями эмитентов ценных бумаг и в соответствии с договором проводить биржевой обмен по твердому курсу. Естественно необходимо наладить контроль со стороны валютного союза региональных валютных фондов. Введение облегченного обмена валют будет еще более способствовать их распространению

Переход к единой денежной системе. Местные власти могут заблокировать усилия центральной власти по передаче контроля за российской экономикой США. После падения антинародного правительства необходимо будет строго выполняя основные тезисы изложенные в п.4 учредить Российскую денежную систему с твердым курсом рубля и обменять ценные бумаги на рубли с одновременной передачей ценностей в рублевый фонд.

Налоги. Если перевести денежное обращение в местные валюты то можно избавиться от непомерных налогов центрального правительства. Действительно ведь прибыль предприятий возникнет лишь при продаже облигаций за рубли или инвалюту. Товарообмен посредством облигаций будет похож на бартер. Местные власти смогут контролировать оборот в местных валютах устанавливая свои налоговые ставки.

Психологические аспекты. Кто-то сможет возразить, что использование облигаций как платежного средства будет плохо воспринято населением. Вот мол рубль, доллар это понятно. Хотелось бы ответить так: кто мог поверить, что инфляция в результате "реформ" достигнет 100.000%. Приучить население и предприятия к новым платежным не составит особого труда.

Блокирование спекулятивного капитала. Под спекулятивным капиталам я подразумеваю в первую очередь капитал с высокими процентными ставками, который вкладывается не в производство, а в торговый оборот. Введением местных валют можно сильно блокировать деятельность коммерческих банков. Кто понесет свои средства в сомнительный банк под сомнительные проценты? Согласитесь ведь ситуация на Украине, когда там более 50% национального дохода произвели банки является ненормальной. А какой процент национального дохода произвели банки России?

Заключение

Приведенные выше рассуждения могут на мой взгляд помочь местным властям резко улучшить экономическую ситуацию на своих территориях. Фактически предлагается метод как действовать, кстати соответствующий здравому смыслу. На основе этого метода можно вывести иные логические построения не обязательно совпадающие с вышеизложенными, но в той же мере могущие оказаться полезными.

Сергей Белялов

27.09.93

г.Томск